Проектная деятельность учащихся - основа образовательного процесса
Что такое проект?
- Ты хотел когда-нибудь вырастить новый вид растения?
- Или у тебя есть тайное желание написать свою пьесу?
- А может быть тебе хочется создать новый дизайн автомобиля?
У тебя есть шанс! Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели. Для началадавай ответим на вопрос : что такое проект и зачем он нужен?
Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).
Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.
Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.
Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.
Чему можно научиться, работая над проектом:
- Видеть проблемы в окружающей жизни;
- Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
- Запрашивать и находить недостающую информацию;
- Выдвигать гипотезы;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Взаимодействовать с любым партнёром;
- Проектировать процесс и изделие (продукт);
- Планировать деятельность, время, ресурсы;
- Принимать решения и прогнозировать их последствия;
- Вести дискуссию;
- Отстаивать свою точку зрения;
- Находить компромисс;
- Уверенно держать себя во время выступления;
- Использовать различные средства наглядности при выступлении;
- Отвечать за незапланированные вопросы;
- Анализировать и оценивать собственную деятельность
В нашей школе приняты 5 типов проектов:
- Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
- Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);
- Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
- Социальный проектизменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).
В работе над проектом тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобиться.
Как планировать работу над проектом?
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.
Работая над проектом:
- Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;
- Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;
- Опиши предполагаемый продукт;
- Подумай над источниками информации для твоего проекта;
- Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);
- Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;
- Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;
- Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;
- Проанализируй и оцени свою работу над проектом
Что такое «продукт» проектной деятельности?
Результатом работы над проектом является продукт. Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.
Примеры продуктов проектной работы:
- WEB – сайт
- Атлас. Карта
- Видеофильм
- Стенд, выставка
- Газета, журнал
- Действующая фирма
- Справочник
- Игра
- Коллекция
- Костюм
- Модель
- Музыкальное произведение
- Мультимедийный продукт
- Оформление кабинета
- Спектакль
- Праздник
- Прогноз
- Система школьного самоуправления
- Научно-исследовательская работа
- Учебное пособие
- Экскурсия
Возможны и другие варианты продукта.
Как подготовиться к защите проекта?
После того как продукт будет изготовлен, нужно подготовиться к защите вашей проектной работы. К продукту должен прилагаться «План презентации». Он должен включать следующие элементы:
- Титульная страница (название проекта и его автор);
- Оглавление;
- Указание проблемы, которую ты пытался решить;
- Формулировка цели твоей работы, связанной с проблемой. Перечисление задач работы;
- Указание источников информации, которыми ты пользовался;
- Рассказ о результатах работы. Описание продукта и его достоинств;
- Определение тех, кому продукт будет интересен и полезен;
- Перечисление того, чему ты научился в ходе работы над проектом.
Если вы работали в группе, распределите роли (кто о чём будет рассказывать). Проверьте, чтобы ваш рассказ не занимал больше 5-7 минут. Подготовьте презентацию Power Point, которая поможет выступить на защите более успешно.
На защите. Советы выступающим
- Начиная выступление, представь себя, назови тему своего проекта;
- Будь спокоен и уверен в себе (ведь самое трудное уже позади);
- Постарайся заинтересовать слушателей своей темой;
- Используй наглядные материалы;
- В заключение поблагодари за внимание.
Как оценивается проект в нашей школе?
Оценки за защиту проекта выставляются членами комиссии:
- Содержательность проекта (полнота раскрытия темы, глубина исследования проблемы)
- Оригинальность реализации цели (творческий подход)
- Социальный аспект проекта (реализация, перспектива использования);
- Оформление продукта (эстетическое решение, качество выполнения продукта)
- Представление результатов (логика изложения и грамотность речи, умение держаться перед аудиторией)
- Ответы на вопросы (полнота, корректность, чёткость)
Оценки за работу над проектом выставляются руководителем проекта.
- Умение планировать свою работу (самостоятельно планирует, планирует с помощью учителя, работу планирует учитель)
- Инициативность и творческий подход при работе над проектом (сам выдвигает идею и творчески её реализует, творчески реализует чужую идею, реализует идею по заданному плану)
- Самостоятельность при выполнении работы (самостоятельно выполняет работу в полном объеме, самостоятельно выполняет работу не в полном объеме, выполняет работу с помощью руководителя)
- Способность оценивать процесс и результат своей работы (оценивает самостоятельно, оценивает с помощью учителя, не умеет оценивать деятельность)
Максимальная сумма – 100 баллов
Как самому оценить свою работу?
Завершая проект необходимо самому оценить свою работу. Это поможет в будущем избежать ошибок, работать более успешно и добиться лучших результатов.
Постарайся поставить себе отметку за каждый критерий. Не забудь подобрать аргументы (доказательства) в подтверждение своих выводов.
Критерии самооценки:
- Содержательность и полезность проекта;
- Качество продукта;
- Самостоятельность и творчество в работе;
- Выступление на защите;
- Саморазвитие